В недавней гонке цен на недвижимость рынок частных домов занимал особое положение. Дом в черте города редко являлся предметом спекуляции. Вопрос о ликвидности такого объекта оставался открытым. В большинстве случаев покупатель частного дома как был, так и остался конечным. И очень разным.
На сегодняшний день в Украине существует несколько проблем, тормозящих развитие земельного рынка. Во-первых, это непрозрачные механизмы отведения участков и операций по ним. Частое дублирование функций земельных комиссий городских советов и попытки создания всевозможных дополнительных органов типа земельных палат только усиливают коррупционный фон, фактически ставший национальной отличительной чертой.
Состоятельные покупатели обещают заметно скрасить хмурые будни одесских риэлторов. В то время как жилье среднего и эконом-класса практически не продается, несмотря на снижение цен до 50%, элитные квартиры, месяцами мертвым грузом лежавшие в базах агентств, неожиданно начали расходиться. Причем дорогой недвижимостью у моря все чаще интересуются не только отечественные богачи, но и жители соседних государств.
Обвал. Квартиры обречены дешеветь: покупателей нет, а стройматериалы идут за полцены. Вот уже полгода как ситуация на одесском рынке недвижимости не внушает оптимизма ни продавцам, ни покупателям, ни даже агентствам недвижимости, которые всегда умудрялись получать прибыль и с тех, и с других.
С определенной периодичностью в стране объявляют войну коррупции, что, как правило, приходится на очередной поход за властью (выборы). В этой войне не достигли ощутимых успехов, наоборот, постоянные поражения. Основных причин этого три. Первая — отсутствие настоящей политической воли к реальному противодействию коррупции (может ли быть иначе, если коррупция стала сутью публичной власти, в том числе ее основных носителей?). Вторая причина — ошибочность стратегии противодействия коррупции: ставка делается не на предупредительные меры, а на репрессивные. И третья — эти меры отличаются бессистемностью и неэффективностью, имеют характер кампании, преимущественно направлены на мелкие коррупционные проявления и на самый низкий уровень коррупционеров, а потому ориентированы на достижение таких показателей, как количество возбужденных дел и составленных протоколов.